О Храме

Самое раннее известие о Липицах содержится в грамоте царя Ивана IV к властям города Серпухова от 20 июня 1560 г. — об охране соседствовавших с этим селением лугов Высоцкого монастыря от потравы проезжими людьми(1). Тогда Липицы были активным пунктом на большой дороге, связывавшей столицу с Тулой и Рязанью, у перевоза через Оку — и числились селом, то есть там, видимо, успела появиться церковь. По местному преданию, вначале приходским центром данной округи было село Саларево, от которого в 1890-х гг. сохранялось лишь воспоминание в виде названия леса в нескольких километрах от с. Липицы(2).

О бытности в Липицах Благовещенского храма на рубеже XVII-XVIII вв. свидетельствует запись на полях старинной богослужебной книги — Триоди. В этой записи говорится о пожертвовании Триоди в данный храм 4 марта 1700 г. крестьянами приходской деревни Банино Тимофеем Стефановым и его племянником Иваном Варфоломеевым(3). В то время приход относился к дворцовой волости, которая вскоре перешла во владение петровского канцлера графа Гавриила Ивановича Головкина. Его старанием в 1733-1735 гг.(4) в Липицах был возведён существующий ныне храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

Памятной страницею местной истории XVIII в. стали прошедшие здесь детские годы видного церковного иерарха митрополита Московского Платона  Левшина (1737-1812), вмиру Петра — сына липицкого  священника Георгия Данилова. При рождении будущего митрополита его отец служил причётником в селе Чашниково (ныне в Солнечногорском  районе Московской обл.), позднее  был  переведён священником в Липицы. В  изданном  в 1813 г. описании поездки митрополита Платона в Киев (1804 г.) отражено посещение им родных мест в Липицах и Серпухове, где он учился грамоте во Владычном монастыре(5).

В 1804-1806 гг., на средства помещиков братьев Михаила и Николая Михайловичей Майлевских, в трапезной Благовещенского храма устроен тёплый южный придел во имя Святой Троицы(6). К 1848 г. в селе имелась богадельня — тогда купец Никифор Афанасьевич Колобов завещал 3000 рублей: по тысяче на содержание этой богадельни, храма и церковного причта(7). В целом же положение липицкого храма в середине XIX в. было критическим, например, в 1849 г. с его обветшавшей колокольни сняты колокола, а в начале следующего года из-за аварийного состояния здания приостановлено богослужение(8). С 1852 г. к храму Благовещения в Липицах был приписан Никольский храм села Лукьяново, строители которого помещики Степановы в 1854 г. пожертвовали 3000 руб. на поддержание причта при липицком храме(9) и, возможно, также позаботились о его ремонте —  в 1853 г. была перестроена колокольня и увеличена трапезная.

В 1880-1881 гг., на средства церковного старосты крестьянина деревни Михайловки Николая Филипповича Игумнова, при участии царскосельского 2-ой гильдии купца Федота Афанасьевича Медкова и других лиц, в храме с. Липицы устроен северный Никольский придел, освящённый 18 октября 1881 г.(10) В 1889 г., на средства же Н. Ф. Игумнова обновлена церковная кровля(11). В 1893-1894 гг. на пожертвования Н. Ф. Игумнова, Ф. А. Медкова и других в основном храме тульским иконописцем Павлом Климентьевичем Григорьевым был возобновлён иконостас и исполнены стенные росписи(12). В 1897 г. «мастером Григорьевым» были поновлены иконостас и стенная живопись в Троицком приделе, а также иконостас Никольского придела. Тогда же взамен старых печей устроено духовое отопление(13).

В 1894 г. в приходе с. Липицы основано общественное попечительство под председательством священника Алексея Петровича Троицкого(14). Помимо имевшегося с 1876 г. училища Министерства народного просвещения, в 1895 г., в доме, приобретённом почётным членом приходского попечительства Ф. А. Медковым, в селе открыта церковно-приходская школа; в следующем году она преобразована в специальную женскую школу — которая, ввиду наплыва учащихся, сразу оказалась тесной. В 1899 г. попечитель Ф. А. Медков начинает строить по соседству с храмом новое школьное здание(15).

В 1781 г. в приходе с. Липиц было 160 дворов; в 1798 г. — 183 двора, 803 души мужского пола; в 1812 г. — 175 дворов, 985 душ мужского пола и 1040 — женского пола(16). Около 1895 г. при храме числилось более 1000 прихожан и 1174 прихожанки(17). В 1920-х гг. членами местного «религиозного общества» записался 61 верующий(18).

Храмовый причт со 2-ой половины XVIII в. был двухкомплектным, то есть включал двух священников, дьякона, двух дьячков и двух пономарей.  В приход входили деревни Михайловка, Банино, Селино, Вечери; с конца 1852 г. присоединено село Лукьяново(19).

Приходская деревня Селино в 1890-х гг. была центром старообрядчества (имелась «раскольничья молельня»), там же сказывалось и влияние сект («хлыстовщина»). Для противодействия всему этому, с 1896 г. второй священник села Липиц Иоанн Щеглов посещал Селино, служа всенощные накануне воскресных и праздничных дней и проводя затем религиозно-нравственные беседы в доме крестьянина Ивана Полишина; приходское духовенство хлопотало о строительстве в деревне Селино школы, которая служила бы также православным молитвенным домом(20).

С середины XIX в. по 1930-е гг. с Липицами связана замечательная династия священнослужителей Троицких. Настоятелями сельского храма последовательно были глубоко чтимый народом священник Пётр Троицкий(21), его сын Алексей и внук также  Алексей, расстрелянный за своё служение в 1937 г. Ещё раньше пострадали братья последнего — Димитрий, в монашестве Даниил, с 1921 г. епис-коп Болховский, викарий Орловской епархии, а с 1931 г. епископ Брянский (умер в тюрьме в 1934 г.) и Владимир, в монашестве Илларион, с 1920 г. архиепископ Верейский, викарий Московской епархии (скончался в 1929 г. по пути в ссылку, канонизирован в лике новомучеников Российских).

Богослужение в  с. Липицы совершалось, по крайней мере, до конца 1934 г.:  когда, 29 ноября Серпуховской горсовет постановил снять с местной колокольни колокол весом в 400 пудов (= 6 400 кг!) – и заменить его другим, в 3 – 4 пуда(22). Позже   Благовещенский храм был закрыт; его здание  использовалось как сельский клуб и спортивная школа. С 1998 г. оно возвращено Русской Православной Церкви. К 2007 г. перестроен основной объём храма, в настоящее время завершается строительство колокольни.

Архитектура липецкого храма ныне представляет собою спорный случай возрождения церковно-исторического памятника. Здание 1733-1735 гг. при огромных размерах отличалось предельной простотою, почти скудостью украшения. В современном своём виде храм, талантливо спроектированный архитектором Виктором Владимировичем Варламовым и возведённый беспримерным трудом строителей —
тем не менее, воплощает скорее художественный идеал Святой Руси, чем реальные обстоятельства достопамятной истории Благовещеской церкви в селе Липицы.

Автор текста:

Пилипенко А. Д. — старший научный сотрудник СИХМ

Престольные праздники:

Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля

Святой Живоначальной Троицы — переходящее празднование на 50-й день после Пасхи

Святителя и чудотворца Николая — 22 мая, 19 декабря

Настоятель храма — протоиерей Михаил Федулов

П р и м е ч а н и я:

1.  Фонд письменных источников СИХМ, КП 10199; История города Серпухова и Серпуховского края XIVXVI вв. 

   (материалы и исследования),<Серпухов, 2009>, С. 223.

2. Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из приходских летописей. Тула, 2010. С. 227.

3. ГАТО, Ф. 3, Оп. 18, Д. 2989, Л. 2-2об.

4. Традиционна датировка строительства 1735 г. — Приходы  и церкви Тульской  епархии…  С. 227.  Но  в  клировых

   ведомостях липицкого храма (1887 г.) указан 1733 г. –   ГАТО, Ф.3, Оп. 18, Д. 3934,  Л. 2.  К этому известию надо

отнестись с доверием, поскольку храмоздатель гр. Г. И. Головкин умер в1734 г.   —   похоронен  в  серпуховском

Высоцком м-ре, а строительство завершил его сын Михаил. Т. о. в1735 г., видимо,  было  освящение храма.

5. Приходы и церкви  Тульской   епархии…  С.  227;  Историческое   описание Введенского Владычного женского 

монастыря  в городе Серпухове. Сергиев посад, 2007.С. 85, 186.

6ГАТО, Ф. 3, Оп. 1, Д.1432.   

7. Там же, Оп. 18, Д. 7799.

8. Там же, Оп. 9, Д. 1360.

9. Там же, Оп. 18, Д. 4216, Л. 8-9, 21.

10. Там же, Оп. 7, Д. 935.

11. Там же, Оп. 18, Д. 3934.

12. Там же, Д. 4452.

13. Там же, Оп.7, Д. 4619.

14. Там же, .Д. 4619. 

15. Там же, Д. 5018.

16. Там же, Ф. 1770, Оп. 1, Д. 147, Л. 78; Д. 487, Л. 45; Ф. 3, Оп. 2, Д. 832, Л. 1об.-2.

17. Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из приходских летописей. Тула, 2010. С. 227.

18. ЦГАМО, Ф. 2458, Оп. 1, Д. 26.

19. ГАТО, Ф. 3, Оп. 7, Д. 3796, Л. 2-3об.; Оп. 18, Д. 4276.

20. Там же, Оп. 7, Д. 4459. 

21. По меньшей мере,  с 1848 г. – ГАТО, Ф. 3, Оп. 8, Д. 7799, Л. 4.

22. ЦГАМО, Ф. 4502, Оп. 1, Д. 532, Л. 12об.